Существует множество типовых советов, которые новички получают от интернет-маркетологов, задавая вопросы вроде: «Как мне увеличить продажи с помощью сайта?».
Вот, например, такие (возможно Вам уже приходилось их слышать):

  • уместите все самое важное на первом экране – никто не станет читать длинный текст и никогда не доберется до сути Вашего предложения;
  • пишите об акциях в самом верху страницы крупным шрифтом;
  • логотип фирмы должен быть размещен именно в левом углу.

Такие советы интернет-маркетологи дают нам опираясь на собственный опыт, который они получили при работе со специфическим контингентом, продвигая уникальный товар или нетривиальную услугу. Будет ли этот опыт полезен во всех прочих случаях? Боюсь, что далеко не всегда.

В этой области все гораздо сложнее и к успеху может привести только изучение поведения собственных посетителей на собственном сайте. А для этого нам потребуются специфические инструменты, о которых мы сегодня и поговорим. Всем нашим клиентам мы устанавливаем счетчики Яндекс.Метрики – сервиса, позволяющего оценить поведение посетителя на сайте в мельчайших деталях. Но вначале немного теории.

   Айтрекинг – что это такое и для чего он нужен

Айтрекинг (или окулография) – это отслеживание движения глаз человека во время просмотра страниц сайта в Интернете, которое производится с помощью компьютерных технологий и позволяет точно оценить время, затраченное посетителем на осмотр тех или иных элементов страницы. Основной целью при этом является распознание поведенческих схем, наиболее свойственных тем или иным группам потенциальных покупателей в зависимости от пола, возраста, образования, уровня доходов и т.д.

Во время проведения теста испытуемым предлагается просматривать страницы, изучать предложения, заполнять формы, оформлять покупки. Далее полученные данные тщательно анализируются и делается вывод о том, чему из увиденного испытуемые уделили большее внимание. Обладая этими знаниями, мы получаем возможность манипулировать вниманием посетителей нашего сайта.

F, E и Г – наиболее распространенные траектории взгляда

Как выяснилось в результате исследования Я. Нильсена, которому были подвергнуты 232 пользователя сети, F, E и Г – наиболее распространенные траектории взгляда при просмотре страниц сайта в Интернете.

F – при просмотре взгляд человека описывает траекторию схожую с этой буквой. Сперва он движется слева направо по верхней части страницы, а информация изучается внимательнейшим образом. Потом также слева направо, но уже в середине страницы. При этом внимание ослабевает. В завершении осмотра взгляд движется сверху вниз по левой колонке. То есть посетитель внимательно изучает заголовок сайта и логотип, бегло знакомится с текстом по диагонали и завершает просмотром левой части страницы. При этом по большей части его внимание сосредоточено именно в левой части страницы.

E – все как у F, но особое внимание уделяется также нижней части страницы. Встречается реже, чем F.

Г – встречается еще реже, заключается во внимательном изучении верхней части страницы и левой боковой колонки.

   Практическое применение данных айтрекинга

Опираясь на проведенные исследования, мы можем вывести несколько общих правил для увеличения продаж на сайте:

  • всю самую важную информацию следует помещать в заголовке и первых двух абзацах текста. Словами, несущими наибольшую смысловую нагрузку, начинайте предложения так, чтобы при просмотре они располагались преимущественно в левой части экрана;
  • поместить логотип в левой верхней части будем отличным решением;
  • сосредоточьте основные элементы навигации (меню) в верхней части экрана;
  • чаще используйте в тексте страницы подзаголовки и списки – это помогает посетителю быстро сориентироваться, о чем идет речь на данной странице.

 

   Яндекс.Метрика

Помимо сбора сведений о количестве посетителей и просмотренных страниц, длительности сессий и географии пользователей, Яндекс.Метрика предлагает такие инструменты как: карта ссылок, карта кликов, карта скроллинга, аналитика форм и вебвизор, ссылки на которые Вы найдете в основном меню сервиса выбрав сайт в списке своих сайтов.

Карта ссылок

Карта ссылок – это инструмент, который предназначен для измерения количества переходов по тем или иным ссылкам на Вашем сайте. В зависимости от популярности ссылки на карте подсвечиваются тем или иным цветом. Если кликнуть на ссылку на карте, то можно узнать общее количество переходов по этой ссылке и долю переходов по этой ссылке относительно других ссылок на этой странице.

Карта ссылок будет полезной для анализа удобства навигации сайта. Здесь вы можете отследить видят ли пользователи те или иные ссылки и переходят ли по ним. Эти данные тесно связаны  картой кликов, о которой пойдет речь ниже.

Карта кликов

Карта кликов поможет Вам измерить и отобразить в виде карты суммарное количество кликов на странице сайта. При этом на карте будут показаны клики вообще на всех элементах сайта, а не только на тех, которые являются ссылками. Помимо данных по одной отдельной странице можно получить агрегированную статистику по группе страниц сайта (по тому или иному его разделу, например).

Эти данные помогут вам понять какие действия совершают пользователи на сайте.  Переходят ли они по каким-то специальным кнопкам или нет, а может быть наоборот: пользователю кажется что он может кликнуть, скажем на картинку, чтобы увеличить ее, а этого не происходит.

 

Карта скроллинга

Карта скроллинга – это инструмент, который фиксирует то, как распределяется пользовательское внимание по определенным областям сайта. Карта скроллинга поможет выгодно разместить самую важную информацию и подобрать оптимальную длину страниц.

Аналитика форм

Аналитика форм предназначена для тех сайтов, которые активно используют встроенные формы для заполнения. Это может быть форма обратной связи, форма заказа, обычная форма поиска по сайту и т.д. Данный инструмент дает возможность видеть, как именно пользователи взаимодействовали с формами.

Вебвизор

Революционная технология, которая дает возможность пользователям сервиса посмотреть запись посещения сайта глазами стороннего наблюдателя так, как если бы вы стояли за спиной у пользователя. Вы увидите траекторию движения курсора мыши, текст который пользователь вводил на странице сайта, как он перемещался по страницам сайта и многое-многое другое. Ролик можно поставить на паузу, перемотать вперед и назад.



Проанализировав все собранные данные, вы можете скорректировать свой сайт так, чтобы он стал максимально удобным и информативным для пользователей.